Как правильно наказывать ребёнка и не сломать его психику?

30 июня, 2023

Для полноты разбора этой темы стоит обратиться к самому слову «наказание», какой смысл оно несет. Итак, наказание — метод воспитания, используемый преимущественно в авторитарном стиле воспитания. Наказание может осуществляться в самых различных формах — от физического насилия над ребёнком до морального унижения личности. Проблема применения метода «наказание» всегда являлась дискуссионной (Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. с. 157).

Вот и мы хотели бы подробно рассмотреть этот аспект в воспитании детей.

Конечно, каждый человек может ошибаться и допускать ситуации, за которые придется нести ответственность. Но, что касается именно детей, то это неотъемлемая черта взросления. Такие ситуации помогают ребенку чувствовать свои границы и правильно выстраивать не только коммуникацию с другими людьми, но и получать жизненный опыт. Так стоит ли за это наказывать?

Каждый раз, наказывая ребенка, Вы акцентируете внимание на том, что не правильно. Используя запрещённые методы: бить, запугивать, унижать, устраивать бойкот, ущемлять в базовых потребностях (не давать есть или спать), не только негативно сказываются на здоровье, но и грозят другими проблемами, например, когда ребенок начинает бояться всего, что происходит вокруг, либо в семье сдерживать агрессию и обиду за наказание, а вот на улице или в компании сверстников выражать ее активно. Поэтому прежде чем применять такие меры воздействия, попробуйте разобраться в причинах «плохого» поведения ребёнка. Возможно, стоит начать с изменения принципов воспитания. 

Вспомните, какой урок Вы в своей жизни вынесли, прожив, например, физическое наказание? Скорее всего, Вы вспомните, как Вам было обидно, неприятно, одиноко. А как тогда можно было по – другому обратить внимание ребенка на провинность? Не кажется ли, что второй вопрос намного важнее первого? А если так, то стоит ли наказывать или все же рассказывать, разговаривать, обсуждать? 

Конечно, когда растет ребенок, могут случиться разные ситуации, и мы как взрослые точно должны понимать, где можно решить проблему в процессе обсуждения, а где все же придется немного усилить меру воздействия. В этом контексте особое внимание хочется обратить на то, что ребенок это личность, пусть еще не повзрослевшая, но личность, а у любой личности есть свои характер. И здесь важно понять, что для одного ребенка будет являться действенным методом, для второго этот способ никак не изменит ситуацию. Тем не менее неправильные методы, даже потенциально послушного ребёнка могут заставить вести себя неправильно.

Предлагаем Вам рассмотреть методы, которые не нанесут вреда Вашему ребенку:

✅ Непоследовательность в воспитании:если родитель сказал, что конфет не будет перед ужином, значит, их не будет. Тогда мы показываем своему ребенку, что наши слова имеют ЗНАЧЕНИЕ;

✅ Разный подход в воспитании у разных членов семьи: каждый, кто хоть как – то участвует в воспитании ребенка, требует от него соблюдения правил, которые противоречат друг другу, у ребенка не могут сформироваться чёткие правила поведения, он просто не понимает, что на самом деле можно, а чего нельзя.
✅ Отсутствие поощрений: Часто родители акцентируют свое внимание на негативных моментах, забывая про хорошие поступки и действия. А это тоже важный аспект воспитания.

Отметим, так же причины возникновения сложностей в воспитании. И самый первый, который хочется обозначить родители не знают других методов. Мы, будучи уже взрослыми повторяем сценарий воспитания, которым воспитывали нас, по принципу, «меня пороли, человеком стал», не имея представления, что можно «по-другому». Быть родителем тоже надо учиться, но не у всех есть на это время или желание.

Второй причиной может являться, что родители не владеют информациейо том, что ребёнок должен уметь в своём возрасте, требуя поведения, которое просто не доступно ребенку. Например, в 2 года ребенок не способен следить за чистотой одежды, контролировать эмоции, не капризничать. Нельзя требовать от ребенка то, что может шестилетний ребёнок, а от восьмилетнего то, что умеет подросток. Пройдет время, и ребенок научится всему сам.

Третья причина – здоровье (неврологические или психоэмоциональные проблемы). Любые родители хотят, чтобы их ребенок был здоров и радовал их своими успехами, неосознанно не замечая имеющиеся проблемы. Например, если у ребенка СДВГ, который родители не замечают. Они думают, что ребёнок вредничает, а он просто забывает правила и инструкции. Наблюдайте за ребенком и при любых подозрениях проконсультируйтесь с неврологом, педиатром, психологом. 

Особое внимание, хочется обратить, за что наказывать категорически нельзя:

✅ Эмоции. Ребенок, как и другой человек, имеет право транслировать свои эмоции этому миру. Они могут быть негативные, позитивные, нейтральные, любые, здесь очень важный момент, чтобы они не застряли в теле, что впоследствии может оказать влияние на здоровье, либо перерасти в новую волну истерики. Дайте возможность ребенку прожить эмоцию, и научится справляться с ней.

✅ Случайности. Стоит ли ругать ребенка за то, что он случайно уронил кашу на пол? Ведь он совсем недавно освоил, правда, еще не мастерски, как пользоваться ложкой. А как реагировать на разлитый сок? Главное, точно осознавать, что он только учится тому, что мы уже давно умеем. Было время, и мы не умели всего, что сейчас у нас на уровне рефлексов.

✅ Плохое самочувствие. Тошнота, кровь из носа, сопли – набор состояний, которые могут произойти с каждым из нас, так почему даже из-за таких, казалось бы, не значительных моментов, родители начинают раздражаться и начать ругаться на ребенка. А ведь ругань может только ухудшить психическое состояние и испортить день всей семье.

Давайте еще раз подчеркнем, способы, которые малоэффективны в воспитании и могут нанести вред психическому здоровью Вашего ребенка:

бить (дети часто забывают, за что именно их били, но сам факт физического насилия запоминают и могут пронести обиду через всю жизнь), запугивать
(страх — не лучший помощник в выстраивании отношений с ребенком, причем неважно, чем именно вы угрожаете: что отдадите его в детский дом, что придёт баба Яга или его заберёт незнакомый дядя), вешать ярлыки (если ребенку постоянно говорить, что он «тупица», тогда не стоит ждать, что он таким не станет, ведь все, что говорят родители для ребенка истина).

Сейчас проанализировав, основные положительные методы воспитания, причины сложностей в воспитании, за что нельзя наказывать и малоэффективные способы воспитания перейдём к способам, которые считаются эффективными:

➡ Исправление содеянного: почти любые последствия можно исправить, дайте ребенку эту возможность. Например, дайте тряпочку и пусть он за собой протрёт, то, что разлил, а если еще добавить радостную эмоцию родителя, то ребенок в следующий раз вполне может даже сам за тряпочкой сходить.

➡ Извинение: всем нам иногда приходится извиняться, ребенок не исключение, если его поведение обидело Вас или другого человека, объясните, что он сделал не правильно и почему ему следовало бы извиниться. Не заставляйте это делать через силу, рано или поздно ребенок научится оценивать свои поступки и действия, при том, что рядом чуткие и понимающие родители.

➡ Тайм-аут: объяснив ребенку, в чем он был не прав, посадите его на некоторое время в отдельный угол или помещение и предложите обдумать совершенное. Для детей от 2,5 лет максимум 15 минут. Для детей с 7 лет время определяется индивидуально.

➡ Лишений приятных бонусов: сладостей, гаджета, мультфильмов, игр. Но, помним, что базовые потребности должны быть удовлетворены полностью.

➡ Естественные негативные последствия: Ребёнок должен научиться понимать, что правила и границы существуют не просто так и есть смысл к ним прислушиваться.  Иногда стоит просто дать понять ребёнку, что у его решения могут быть негативные последствия — в том случае, если это не очень опасно. Хочет идти в разных кроссовках-пусть попробует, в зимней шапке-пожалуйста. Дети очень часто ориентируются на свои ощущения, желания, так давайте не будем им в этом мешать.  

Подводя итог вышесказанному, хотелось бы еще раз обратить внимание, что ребенок это всегда отражение семьи, поэтому воспитывать в первую очередь нужно себя!