Рубрика: Новости проекта «Психолог в доме»

Как правильно наказывать ребёнка и не сломать его психику?

30 июня, 2023

Для полноты разбора этой темы стоит обратиться к самому слову «наказание», какой смысл оно несет. Итак, наказание — метод воспитания, используемый преимущественно в авторитарном стиле воспитания. Наказание может осуществляться в самых различных формах — от физического насилия над ребёнком до морального унижения личности. Проблема применения метода «наказание» всегда являлась дискуссионной (Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. с. 157).

Вот и мы хотели бы подробно рассмотреть этот аспект в воспитании детей.

Конечно, каждый человек может ошибаться и допускать ситуации, за которые придется нести ответственность. Но, что касается именно детей, то это неотъемлемая черта взросления. Такие ситуации помогают ребенку чувствовать свои границы и правильно выстраивать не только коммуникацию с другими людьми, но и получать жизненный опыт. Так стоит ли за это наказывать?

Каждый раз, наказывая ребенка, Вы акцентируете внимание на том, что не правильно. Используя запрещённые методы: бить, запугивать, унижать, устраивать бойкот, ущемлять в базовых потребностях (не давать есть или спать), не только негативно сказываются на здоровье, но и грозят другими проблемами, например, когда ребенок начинает бояться всего, что происходит вокруг, либо в семье сдерживать агрессию и обиду за наказание, а вот на улице или в компании сверстников выражать ее активно. Поэтому прежде чем применять такие меры воздействия, попробуйте разобраться в причинах «плохого» поведения ребёнка. Возможно, стоит начать с изменения принципов воспитания. 

Вспомните, какой урок Вы в своей жизни вынесли, прожив, например, физическое наказание? Скорее всего, Вы вспомните, как Вам было обидно, неприятно, одиноко. А как тогда можно было по – другому обратить внимание ребенка на провинность? Не кажется ли, что второй вопрос намного важнее первого? А если так, то стоит ли наказывать или все же рассказывать, разговаривать, обсуждать? 

Конечно, когда растет ребенок, могут случиться разные ситуации, и мы как взрослые точно должны понимать, где можно решить проблему в процессе обсуждения, а где все же придется немного усилить меру воздействия. В этом контексте особое внимание хочется обратить на то, что ребенок это личность, пусть еще не повзрослевшая, но личность, а у любой личности есть свои характер. И здесь важно понять, что для одного ребенка будет являться действенным методом, для второго этот способ никак не изменит ситуацию. Тем не менее неправильные методы, даже потенциально послушного ребёнка могут заставить вести себя неправильно.

Предлагаем Вам рассмотреть методы, которые не нанесут вреда Вашему ребенку:

✅ Непоследовательность в воспитании:если родитель сказал, что конфет не будет перед ужином, значит, их не будет. Тогда мы показываем своему ребенку, что наши слова имеют ЗНАЧЕНИЕ;

✅ Разный подход в воспитании у разных членов семьи: каждый, кто хоть как – то участвует в воспитании ребенка, требует от него соблюдения правил, которые противоречат друг другу, у ребенка не могут сформироваться чёткие правила поведения, он просто не понимает, что на самом деле можно, а чего нельзя.
✅ Отсутствие поощрений: Часто родители акцентируют свое внимание на негативных моментах, забывая про хорошие поступки и действия. А это тоже важный аспект воспитания.

Отметим, так же причины возникновения сложностей в воспитании. И самый первый, который хочется обозначить родители не знают других методов. Мы, будучи уже взрослыми повторяем сценарий воспитания, которым воспитывали нас, по принципу, «меня пороли, человеком стал», не имея представления, что можно «по-другому». Быть родителем тоже надо учиться, но не у всех есть на это время или желание.

Второй причиной может являться, что родители не владеют информациейо том, что ребёнок должен уметь в своём возрасте, требуя поведения, которое просто не доступно ребенку. Например, в 2 года ребенок не способен следить за чистотой одежды, контролировать эмоции, не капризничать. Нельзя требовать от ребенка то, что может шестилетний ребёнок, а от восьмилетнего то, что умеет подросток. Пройдет время, и ребенок научится всему сам.

Третья причина – здоровье (неврологические или психоэмоциональные проблемы). Любые родители хотят, чтобы их ребенок был здоров и радовал их своими успехами, неосознанно не замечая имеющиеся проблемы. Например, если у ребенка СДВГ, который родители не замечают. Они думают, что ребёнок вредничает, а он просто забывает правила и инструкции. Наблюдайте за ребенком и при любых подозрениях проконсультируйтесь с неврологом, педиатром, психологом. 

Особое внимание, хочется обратить, за что наказывать категорически нельзя:

✅ Эмоции. Ребенок, как и другой человек, имеет право транслировать свои эмоции этому миру. Они могут быть негативные, позитивные, нейтральные, любые, здесь очень важный момент, чтобы они не застряли в теле, что впоследствии может оказать влияние на здоровье, либо перерасти в новую волну истерики. Дайте возможность ребенку прожить эмоцию, и научится справляться с ней.

✅ Случайности. Стоит ли ругать ребенка за то, что он случайно уронил кашу на пол? Ведь он совсем недавно освоил, правда, еще не мастерски, как пользоваться ложкой. А как реагировать на разлитый сок? Главное, точно осознавать, что он только учится тому, что мы уже давно умеем. Было время, и мы не умели всего, что сейчас у нас на уровне рефлексов.

✅ Плохое самочувствие. Тошнота, кровь из носа, сопли – набор состояний, которые могут произойти с каждым из нас, так почему даже из-за таких, казалось бы, не значительных моментов, родители начинают раздражаться и начать ругаться на ребенка. А ведь ругань может только ухудшить психическое состояние и испортить день всей семье.

Давайте еще раз подчеркнем, способы, которые малоэффективны в воспитании и могут нанести вред психическому здоровью Вашего ребенка:

бить (дети часто забывают, за что именно их били, но сам факт физического насилия запоминают и могут пронести обиду через всю жизнь), запугивать
(страх — не лучший помощник в выстраивании отношений с ребенком, причем неважно, чем именно вы угрожаете: что отдадите его в детский дом, что придёт баба Яга или его заберёт незнакомый дядя), вешать ярлыки (если ребенку постоянно говорить, что он «тупица», тогда не стоит ждать, что он таким не станет, ведь все, что говорят родители для ребенка истина).

Сейчас проанализировав, основные положительные методы воспитания, причины сложностей в воспитании, за что нельзя наказывать и малоэффективные способы воспитания перейдём к способам, которые считаются эффективными:

➡ Исправление содеянного: почти любые последствия можно исправить, дайте ребенку эту возможность. Например, дайте тряпочку и пусть он за собой протрёт, то, что разлил, а если еще добавить радостную эмоцию родителя, то ребенок в следующий раз вполне может даже сам за тряпочкой сходить.

➡ Извинение: всем нам иногда приходится извиняться, ребенок не исключение, если его поведение обидело Вас или другого человека, объясните, что он сделал не правильно и почему ему следовало бы извиниться. Не заставляйте это делать через силу, рано или поздно ребенок научится оценивать свои поступки и действия, при том, что рядом чуткие и понимающие родители.

➡ Тайм-аут: объяснив ребенку, в чем он был не прав, посадите его на некоторое время в отдельный угол или помещение и предложите обдумать совершенное. Для детей от 2,5 лет максимум 15 минут. Для детей с 7 лет время определяется индивидуально.

➡ Лишений приятных бонусов: сладостей, гаджета, мультфильмов, игр. Но, помним, что базовые потребности должны быть удовлетворены полностью.

➡ Естественные негативные последствия: Ребёнок должен научиться понимать, что правила и границы существуют не просто так и есть смысл к ним прислушиваться.  Иногда стоит просто дать понять ребёнку, что у его решения могут быть негативные последствия — в том случае, если это не очень опасно. Хочет идти в разных кроссовках-пусть попробует, в зимней шапке-пожалуйста. Дети очень часто ориентируются на свои ощущения, желания, так давайте не будем им в этом мешать.  

Подводя итог вышесказанному, хотелось бы еще раз обратить внимание, что ребенок это всегда отражение семьи, поэтому воспитывать в первую очередь нужно себя!

Почему ребёнок врет и как бороться с детским враньем?

16 июня, 2023

В жизни каждого ребенка наступает момент, когда он учится врать. Самое интересное, что родители бывают совершенно к этому не готовы, а что с этим делать становится проблемой целой семьи. Предлагаю рассмотреть эту тему подробнее.

В основе любой лжи всегда присутствует страх. В детском возрасте ребенок только учится познавать этот мир и реагировать на него, совершать ошибки и оступаться, а значит это необходимо ребенку для его будущих действий и поступков. Но очень часто сами родители выдают негативную реакцию на действия ребенка, поэтому чтобы избежать этого, детям приходится врать, так как им кажется, все уладится, и родители не будут его ругать, наказывать, стыдить. Так же ложь, может служить достижением материальных благ (игрушки, «вкусняшки»), либо психологическим поглаживанием: похвала, восхищение, любовь. 

Как понять, что ребенок говорит не правду, есть несколько признаков такого поведения. Ребенок часто смотрит не на вас, а в сторону, в пол, в потолок, прикрывает рот руками, трогает нос, лоб, ухо, держит руки в карманах, прячет их за спину или что-то теребит в руках, или наоборот, стоит слишком статично, не двигаясь, проговаривает много ненужных деталей (которые через несколько дней даже сам не сможет вспомнить), делает длинные паузы.

Вышеизложенные признаки не являются 100% показателями, что ребенок лжет. Поэтому каждый родитель должен учитывать индивидуальные особенности ребенка. Если вы подозреваете, что ребёнок солгал, пообщайтесь более подробно, расспросите его о том, что он рассказывает.

Разбираем причины лжи ребенка. Выделим две основные:

Психологические причины:

Страх наказания – это одна из самых частых причин. Например, если ребенок порвал джинсы и родитель его наказал, то в следующий раз ребенок соврет, о том, как это произошло. Таким образом это самый легкий способ избежать наказания.

Недоверие к взрослым: если ребенок не чувствует поддержку от родителей, и они не поддерживают его в ситуациях, решение которых ребенку еще не доступно по возрасту, он начинает становиться лжецом. Так как ребенок уверен, что родитель не на его стороне и не способен ему помочь и защитить.

Возрастные особенности:

Установление личных границ: современные тенденции все больше сводятся к фактору гиперопеки детей, что иногда идет в разногласие с личными границами ребенка. И если это ребенок младшего возраста, то его не будут смущать расспросы родителей, а вот, что касается подростка, то в этом случае может привести вообще к нежеланию общаться и рассказывать вам о чем-либо. В этом случае он скажет все, что угодно, главное, чтобы его оставили в покое.

Протест: такая особенность может возникнуть, когда нарушаются границы ребенка в процессе взросления. Яркое проявление протеста выражается в подростковом возрасте, так как подросток хочет уже сам решать, что ему делать и что говорить, а не следовать советам родителей. В этом случае подросток может просто начать скрывать, что на самом деле происходит.

Рассмотрев основные причины, почему дети врут, стоит обратить внимание «Что же делать с детской ложью»? Как мы видим из основных причин детская ложь так или иначе связана с поведением взрослых. Вырастить человека, который никогда не солжет, наверно все же провальная идея. Но создать доверительную и понимающую атмосферу в семье возможно, тогда и врать не придется, это просто теряет смысл.

Ребенку, которому можно говорить правду в семейном кругу лгать не нужно, так как он понимает, что родители на его стороне, и смогут помочь в решении какой-либо ситуации.

Если все же ребенок соврал, то стоит проанализировать своё поведение, и постараться понять, почему ребенок начал врать: чего именно он боится, что пытается получить. Возможно он просто боится Вас и Вашей реакции на его поступок или ситуацию, которая с ним случилась. Постарайтесь сделать так, чтобы ребёнок не боялся вас и вашей реакции.

Иногда ребенок врет, так как не способен справиться с возложенной на него ответственностью (ситуация ожидания родителей ≠ возможности детей). Внимание лучше обратить, на его успехи, чем на промахи.

В завершении данной темы стоит рассказать о нескольких практических рекомендациях:

– Страх физического наказания и оскорблений — главный страх, который заставляет врать и бояться.

– Сообщить о том, что Вы узнали про ложь, лучше в доверительной беседе наедине.

– Любая ошибка ребенка-это прежде всего его личный опыт, уважайте эту возможность в процессе развития. (Пролил воду, значит надо вытереть. Можно вместе).

– Спрашивайте мнение ребёнка по разным вопросам. Он должен понимать, что это нормально — быть отдельной личностью со своими интересами, что он нормальный, если с чем-то не соглашается, ему не обязательно притворяться кем-то другим.

– Личный пример. Если ребёнок видит, как вы постоянно обманываете друзей, коллег, других родственников, вы никогда не сможете его убедить в том, что врать плохо. Наш пример всегда сильнее наших слов.

Как научить детей быть осторожными с незнакомцами?

8 июня, 2023

С ранних лет детей окружает большое количество взрослых вокруг, начиная с медицинского персонала в родильном доме, педиатра, людей на прогулке, соседей и т.д. Поэтому ребенок учится доверять окружающим его людям. Но, к сожалению, некоторые взрослые не так «доброжелательны» по отношению к нашим детям. И родителям предстоит объяснить как правильно вести себя в случае, когда ребенку может угрожать опасность. Главное в этом не простом деле подобрать слова, чтобы они не травмировали ребенка, и отношение к миру осталось доверительное. Защитить ребёнка помогут несколько правил безопасности. Но не стоит забывать и про Ваши взаимоотношения с ребенком. Понимающий и принимающий родитель не осуждает, а обсуждает, тогда ребенок может рассматривать ситуацию с разных сторон, что поможет ему взглянуть на нее под другим углом. Родителю так же стоит обратить внимание, что бесконечное транслирование фотографии и видео о ребенке, о том, где он учится, где проходят его занятия не являются безопасными для самого ребенка. Так как дополнительная информация о нем поможет быстрее выстроить с ним взаимодействие и создать иллюзию, что с ребенком хорошо знакомы, а значит угроза отсутствует.

И так, несколько самых простых правил:

— Дети не воспринимают опасность от человека, который визуально не напоминает им того, кто может обидеть и навредить. Таким образом, милый дедушка или веселый парень опасности не представляет. Мы стараемся воспитать добрых и отзывчивых детей. Но стоит помнить, что ребенок должен уметь сказать «нет». Каким бы воспитанным он не был. Воспитывая доброту и отзывчивость, следует говорить, о том, что взрослый человек никогда не попросит ребенка о помощи, если даже нужно спасти милого котенка или щенка, взрослый всегда справится сам.
— Следует обговорить с ребенком и тот факт, что внешние проявления доброты не всегда преследуют эту цель. Люди могут вести себя очень доброжелательно, но поступать абсолютно иначе. Человеком, который может нанести вред может оказаться кто угодно,
независимо от возраста и пола, в любой одежде. Важно также обговорить и тот момент, что человек, с которым ребенок пообщался некоторое количество времени, не является для ребенка знакомым. Так же необходимо объяснить, что с незнакомцем нельзя не только уходить, но и разговаривать и позволять ему себя трогать. Если ситуация сложится таким образом, что незнакомец потащит ребенка за руку (или на руках) против воли, лучше кричать «Я вас не знаю», тогда окружающим будет ясна ситуация, что ребенок находится в опасности.

Правила следует повторять постоянно, тогда они точно усвоятся в голове ребенка. Но не стоит повторять это ежесекундно, вызывая раздражение, как будто это бесконечная нотация. Так же можно родителю иногда интересоваться, как бы ребенок поступил в предложенной им опасной для него ситуации. Если ребенок все же оказался в опасности, то он может попросить помощи у взрослого, но выбрать лучше человека в форме полицейского или охранника. Либо у продавца супермаркета, торгового центра, человека, который находится на рабочем месте. Еще один относительно безопасный вариант — женщина с ребёнком.

Как научить ребёнка быть ответственным?

26 мая, 2023

И начнем с того, что каждый возраст подразумевает разную по качеству ответственность, у дошкольников она одна, а у подростков другая. Конечно же, каждый родитель был бы счастлив, если бы ребёнок приобретал такое качество, как ответственность с ранних лет. И вот тут следует набраться терпения, рождаясь и взрослея, мы развиваем большое количество навыков и качеств. И многие из них человек развивает всю жизнь. Но вернемся все же к ответственности. Как помочь ребёнку стать ответственным?

Все мы прекрасно знаем, что ребенок это отражение его семьи. Поэтому основным методом, безусловно, следует считать личный пример родителей. Дети всегда копируют своих родителей, как осознанно, так и неосознанно. Причем иногда и то, чему мы не хотели бы их учить. Поэтому очень важно выполнять обещания данные ребенку, подтверждать действиями свои слова. Так ребёнок, наблюдая за родителями, учится выполнять свои обещания и отвечать за свои слова.

Но, воспитание это процесс, поэтому в нем могут быть, как положительные, так и отрицательные моменты. Поэтому, если Ваш малыш иногда совершает ошибки, разрешите ему это сделать, это его маленький жизненный опыт, тем более из любой ситуации всегда можно вынести положительные моменты, и задача родителя обратить на них внимание.

Взрослея, ребенок станет активнее проявлять самостоятельность в принятии решении. Это тоже очень важный момент. И в этом случае позитивная реакция родителя дает ребенку понять, что он на правильном пути. В разговоре со своим ребенком показывайте различные стороны ситуации, так он сможет научиться анализировать происходящее и принимать правильные решения. Так же в этом моменте Вам могут помочь сказки, герои из любимых мультфильмов ребенка, и конечно же, не забываем про личный пример.

Отметим еще одно важное правило. Очень многие родители в процессе взросления своего ребенка, почему то думают, что сравнивая его с другим более успешным ребенком – мотивируют. Это ошибочное представление о воспитании. Дайте ребёнку право быть собой. И тогда он сможет научиться принимать решения и нести за них ответственность, учитывая последствия от своих действий, правильно оценивать ситуацию, понимать ее, и делать выводы. Ответственный человек умеет принимать правильные решения — то есть решения, которые пойдут на пользу ему самому и его близким.

Собираем ребенка в летний лагерь

18 мая, 2023

Скоро лето, а значит сборы в летний лагерь актуальная тема, и ответственное занятие для родителей! Долгий период ребёнок самостоятельно будет заботиться о себе сам. И для того, чтобы у него не возникали трудности – сбор чемодана очень важный момент. Так как нужно максимально обеспечить всем необходимым ребенка и при этом компактно все упаковать. И мы решили подготовить список важных вещей, которые точно не будут лишними Вашему ребенку:

Одежда и обувь: самая важная часть Вашего чемодана. Так как погода бывает разной, стараться предугадать ее невозможно и чемодан у ребенка всего один. Поэтому одежда должна быть универсальной (куртка с отстегивающимися руками, на случай прохладной погоды). Несколько футболок, штаны, шорты, спортивный костюм, несколько пар носков и трусов, платья для девочек. Не стоит забывать, что в лагере могут быть праздничные мероприятия и дискотеки, поэтому может понадобиться и нарядная одежда. По желанию, стоит захватить резиновые сапоги, дождевик, зонт, плавки или купальник, пижаму.

Средства гигиены: зубная щетка и паста, расчёска, мыло и мочалка. Полотенце, скорее всего, выдадут на месте, но вполне можно взять свое.

Лекарства: В лагере непременно должен быть медпункт, поэтому собирать большую аптечку ребенку не следует. С собой ребёнку лучше всего дать: йод или другое обеззараживающее средство, ватные диски и пластыри на случай порезов, солнцезащитные средства, спреи от комаров и клещей, девочке-подростку — средства женской личной гигиены. Обратите внимание на то, что важно подробно объяснить ребенку для чего нужно то, или иное средство.

Копии документов: Ребенку могут понадобиться документы, поэтому копии – это самый простой выход из ситуации (свидетельство о рождении, медицинская страховка, выписка о сделанных прививках, если существуют некоторые противопоказания, то следует подумать и о копии из медицинской карты). Немаловажно сделать копии путевки и билетов.

Гаджеты: Тема очень волнующая, так как любой родитель беспокоится о своем ребенке и всегда хочет быть уверенным в его безопасности, поэтому гаджет важный помощник. Но брать в летний лагерь стоит только смартфон. Это поможет Вам меньше волноваться за ребенка: Вы всегда сможете увидеть его на карте и узнать, что он действительно находится там, где должен, предварительно позаботившись о программах геолокации.

«Психолог в доме»

19 апреля, 2023

В 2021 году в городе Красноярске был разработан проект «Психолог вдоме», который направлен на улучшение ситуации в семьях, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, через актуализацию собственных личностных ресурсов взрослых членов семьи.

В рамках проекта родители могут обратиться за получением бесплатной психологической помощи к квалифицированным специалистам для решения внутрисемейных проблем, улучшения семейного микроклимата, повышения родительских компетенций 

Для беспрепятственного взаимодействия со специалистами в проекте преимущественно применяются дистанционные формы проведения психологического консультирования и сопровождения – с использованием телефонной связи и сети Интернет 

Специалисты проекта ежемесячно проводят открытые вебинары для родителей, на которых делятся знаниями и опытом о проблемах в детско-родительских отношениях и способах их решения и предотвращения, социальных рисках, которым подвержены дети в процессе своего роста и развития, дают рекомендации по вопросам воспитания детей с учетом их возрастных особенностей, а также рассказывают о способах защиты психологического здоровья ребенка 

В проекте принимают участие следующие учреждения социального обслуживания г. Красноярска, в которые можно обратиться для получения вышеуказанной помощи:

КГБУ СО «Краевой центр семьи и детей»

КГБУ СО «Центр семьи «Доверие»

КГБУ СО «Центр семьи «Надежда»

КГБУ СО «Центр семьи «Эдельвейс»

КГБУ СО «Центр семьи «Октябрьский»

КГБУ СО «КЦСОН «Центральный»

КГБУ СО «КЦСОН «Кировский»

На официальном сайте КГБУ СО «Краевой центр семьи и детей» в разделе «Медиатека «Психолог в доме» размещаются видеоуроки, записи вебинаров и методические материалы по данному проекту: http://kcsd24.ru/psikholog-v-dome/mediateka-psikholog..

ВЕБИНАР «РОДИТЕЛЯМ О ЗАВИСИМОСТИ ДЕТЕЙ ОТ СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЕЙ И МОЛОДЕЖНЫХ СУБКУЛЬТУР» 18.03.2023

19 апреля, 2023

ВЕБИНАР «ПРОФИЛАКТИКА АДИКТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ — ХИМИЧЕСКИЕ ЗАВИСИМОСТИ» (25.02.2023)

18 апреля, 2023


Решаем вместе
Не получили выплату или льготную путевку? Есть предложения по улучшению работы органов социальной защиты?